Porsche "Порше"
Porsche 911 (930) Turbo ("Порше 911 (930) Турбо") 1975-1989
В начале 70-х гг. турбонаддув редко использовался на гоночных машинах. Фирма Porsche первый раз применила его на модели "917" для соревнований CanAm ("КанАм"), затем представила другие гоночные варианты "911" с турбонаддувом. Как это часто случалось и раньше, фирма решила выпускать их серийные версии.
Один из самых первых образцов модели "911 Turbo" выпуска 1975 г. |
В 1975 г. появилась модель "911 Turbo", по которой другие изготовители проверяли свои модели на право называться суперавтомобилями. Если быть точнее, то внутрифирменный индекс этой машины был "930", под ним же ее продавали в США. С одной стороны, это был скоростной, динамичный, надежный автомобиль, но с другой стороны, он страдал от не очень хорошей управляемости, доставшейся в наследство от базовой модели "911".
В 1987 модельном году кузов "911 Turbo" получил вентиляционные отверстия перед задними колесами |
Для варианта Turbo выбрали 3-литровый мотор, чтобы компенсировать необходимое для турбонаддува снижение степени сжатия до 7,0. Двигатель снабдили турбокомпрессором, развивавшим давление до 0,8 бар, и системой впрыска Bosch K-Jetronic ("Бош К-Джетроник").
В моторном отсеке Turbo выделяются радиатор промежуточного охлаждения и большой вентилятор |
Первые 3-литровые двигатели с турбонаддувом обеспечили прекрасные выходные характеристики, но последовавший за ними мотор рабочим объемом 3,3 л с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха оказался еще лучше. Внешне варианты Turbo выглядели аналогично базовой модели "911", но отличались мелкими деталями. Так, колесные арки у Turbo стали более выпуклыми, появились колеса с широкими ободом и шинами, увеличились размеры заднего спойлера. Кроме того, машина получила новую усиленную коробку передач, масляный радиатор, газовые амортизаторы Bilstein ("Билштайн") и, позже, дисковые тормоза от гоночной модели "917" с 4-поршневыми скобами и вентилируемыми дисками. В 80-е гг. фирма предложила по заказу кузов Turbo для автомобилей "911" с безнаддувным двигателем. Затем кузов Turbo получил убирающиеся фары.
К 80-м гг. рабочий объем двигателя возрос до 3,3 л, мощность - до 300 л.с., а максимальная скорость составила 254 км/ч |
Варианты Targa и кабриолет появились перед снятием с производства купе. Porsche никогда не устанавливала на модель систему переключения передач без сцепления Sportomatic ("Спортоматик"). В 1978 г. рабочий объем двигателя возрос до 3299 см3. Неизбежно выросла и мощность (с 260 до 300 л.с.), поэтому время разгона с места до 96 км/ч составило чуть больше 5 с.
И хотя всего было выпущено 2873 экземпляра Turbo с 3-литровым двигателем, количество машин с 3,3-литровым мотором перевалило за 10 тысяч.
В 1976 г. модель "911 Turbo" получила полностью оцинкованный кузов |
Характеристика (1975 г.) |
|
Двигатель: |
оппозитный 6-цилиндровый |
Диаметр цилиндра и ход поршня: |
95x70,4 мм |
Рабочий объем: |
2993 см3 |
Максимальная мощность: |
260 л.с. |
Коробка передач: |
4-ступенчатая механическая |
Шасси: |
на несущем кузове |
Подвеска: |
независимая торсионная, спереди со стойками МакФерсона |
Тормоза: |
дисковые |
Кузов: |
купе 2+2 |
Максимальная скорость: |
241 км/ч |
Porsche 924 ("Порше 924") 1975-1988
В 1975 г. фирма представила модель "924". Это была ее всего лишь четвертая полностью новая разработка. Но намного важнее другое - это был самый первый Porsche с передним двигателем жидкостного охлаждения. Однако модель "924" не должна была носить эмблему Porsche. Дело в том, что в начале 70-х гг. концерн Volkswagen заказал этой фирме разработку нового спортивного купе для замены модели VW-Porsche 914. Проекту присвоили индекс "ЕА425". Намеревались использовать как можно больше комплектующих от автомобилей Volkswagen и Audi.
В 1986 г. модель "924" заменили на "924S" со 150-сильным двигателем (2479 см3) |
Porsche строго придерживалась задания, впервые создав автомобиль с передним двигателем. Когда он уже был практически готов, проект лишился будущего. Энергетический кризис заставил Volkswagen усомниться о перспективности подобных автомобилей. Плюс к этому, на фирме произошла смена председателя совета директоров. В феврале 1975 г. новое руководство Volkswagen во главе с Тони Шмюкером (Toni Schmiicker) решило прекратить сотрудничество с Porsche, закрыть проект "ЕА425". Оно было готово оплатить фирме оговоренную сумму. Вместо этого Porsche предложила выкупить данный автомобиль, назвать его своим именем и выпускать на заводе Volkswagen-Audi. Сделку заключили очень быстро, выбрали завод в Неккарсульме, ранее принадлежавший NSU, и присвоили машине индекс "924".
Модель Porsche 924 скорее отличала нейтральная по-ворачиваемость, чем высокая мощность |
Автомобиль сочетал в себе узлы и агрегаты Porsche, Audi и Volkswagen. Неудивительно поэтому, что со стороны покупателей его ждал недоуменный прием. Передний двигатель соединялся прочной трубой с установленным сзади узлом "коробка передач-главная передача". Сам же двигатель был 4-цилиндровым 2-литровым конструкции Volkswagen, коробку передач с главной передачей заимствовали у Audi 100 (по заказу устанавливали также автоматическую коробку той же фирмы), множество деталей подвески и рулевого управления поступило от Volkswagen.
Позднее автомобиль был принят покупателями благодаря хорошей комплектации, прекрасной управляемости и великолепным характеристикам. Но с базовым 125-сильным двигателем он уступал другим современным ему моделям Porsche. При максимальной скорости 203 км/ч машине для разгона с места до 96 км/ч требовалось около 10 с. Да и прекрасная управляемость казалась "ошибкой" со стороны Porsche.
Руководство фирмы это не смущало: цена "924" была намного меньше цены любого представителя семейства "911". Вскоре на автомобиль поступила масса заказов. В течение первых 26 месяцев были проданы первые 50 тысяч автомобилей "924". Затем фирма предложила варианты с двигателем с тур-бонаддувом и Carrera. Porsche 924 послужила базой для модели "944". Даже модель "968" 90-х гг. во многом повторяла ее особенности.
Автомобили "924" выпуска 1975 г. получили 2-литровый двигатель мощностью 125 л.с., обеспечивший максимальную скорость 203 км/ч |
Характеристика (924, 1975 г.) |
|
Двигатель: |
Р4, верхний распредвал |
Диаметр цилиндра и ход поршня: |
86,5x84,4 мм |
Рабочий объем: |
1984 см3 |
Максимальная мощность: |
125 л.с. |
Коробка передач: |
4- или 5-ступенчатая механическая |
Шасси: |
на несущем кузове |
Подвеска: |
независимая, спереди со стойками МакФерсона, сзади на винтовых пружинах |
Тормоза: |
дисковые/барабанные |
Кузов: |
хэтчбек-купе 2+2 |
Максимальная скорость: |
203 км/ч |
Варианты Porsche 924
Porsche 924S
Заменил в 1985 г. модель "924" и выпускался до 1988 г. От двигателя Audi отказались в пользу дефорсированного мотора от модели "944" размерностью 100x78,9 мм (2479 см3, 150 л.с.). В середине 1987 г. мощность увеличили до 160 л.с., при этом максимальная скорость возросла до 220 км/ч.
Porsche 928 ("Порше 928") 1977-1995
В начале 70-х гг. фирма приступила к разработке автомобиля, предназначавшегося для смены модели "911". После долгих дебатов и длительного технического анализа руководство решило полностью изменить конструкцию машины. Новинка получила индекс "928".
Двигатель V8 на этом автомобиле был расположен впереди и имел жидкостное охлаждение. Первый серийный образец фирма выпустила в 1977 г., сохранив производство заднемо-торной "911". В то время на фирме считали, что новая модель в итоге полностью вытеснит прежнюю, конструкция которой уже давно устарела.
Подобно предыдущей модели "924" автомобиль "928" имел передний двигатель и задние ведущие колеса |
Но все пошло не так. Покупатели считали "928" совершенно другим автомобилем Porsche. Спрос на "911" оставался на высоком уровне. С самого начала модели "928" пришлось бороться за выживание. К концу 80-х гг. фирма выпускала их поштучно. Будь руководство менее амбициозным, "928" следовало снять с производства.
Несмотря на плохой спрос, "928" был превосходным автомобилем: скоростным, безопасным, надежным и прекрасно сконструированным. Внешний вид машины был менее самоуверенным, чем у "911", 4-местный салон более просторным и удобным.
Несмотря на сохранение компоновки автомобилей серии "924", конструкция "928" оказалась иной. Причиной тому, новый тип кузова (хэтчбек), двигатель V8, новая 5-ступенчатая коробка передач (заказная автоматическая), "заимствованная" у Mercedes-Benz ("Мерседес-Бенц").
Модель "928" постоянно модернизировали. Это вариант "928S4" 1987 г. (максимальная скорость -257 км/ч, разгон 0-96 км/ч - за 6,3 с) |
Отсюда и совершенно иной, чем у "911", характер машины. Дэнис Дженкинс (Denis Jenkins), давний поклонник Porsche и сотрудник журнала Motor Sport ("Мотор Спорт"), однажды заметил, что "если вы попадаете в аварийную ситуацию на этих автомобилях и теряетесь или у вас нет опыта, то в "911" приходится надеяться только на себя, а "928" как будто говорит: "Предоставь все мне, я разберусь сама!".
С годами рабочий объем двигателя этого автомобиля увеличился, возросла максимальная мощность, значительно улучшились характеристики. Авторитет модели поднялся на новую высоту. Однако через несколько лет после начала выпуска продажи машины оставляли желать лучшего, особенно в США, где из-за высоких цен они были очень низки. Тем не менее, вслед за "928" последовали ее варианты "928S", затем "S2", "S3" (только для США), "S4", "GT" и "GTS". После выпуска 17710 машин "928" объем производства катастрофически упал. В конце 80-х гг. фирма собирала менее тысячи автомобилей в год.
Большая и более роскошная "928" должна была заменить модель "911", но популярностью последней она не пользовалась |
Характеристика (928, 1977 г.) |
|
Двигатель: |
V8, верхний распредвал |
Диаметр цилиндра и ход поршня: |
95x78,9 мм |
Рабочий объем: |
4474 см3 |
Максимальная мощность: |
240 л.с. |
Коробка передач: |
5-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая |
Шасси: |
на несущем кузове |
Подвеска: |
независимая, спереди стойки МакФерсона, сзади торсионы |
Тормоза: |
дисковые |
Кузов: |
хэтчбек-купе 2+2 |
Максимальная скорость: |
229 км/ч |
Варианты Porsche 928
Porsche 928S
Появился в 1979 г. как замена модели "928" с мотором размерностью 97x78,9 мм (4664 см!, 300 л.с.). Максимальная скорость - 245 км/ч.
Porsche 928S2
Выпускался с 1983 г. Имел новую систему впрыска бензина Bosch LH-Jetronic (мощность двигателя -310 л.с.) и тормоза с АБС. По заказу устанавливалась автоматическая коробка от Mercedes-Benz.
Porsche 928S3
Только для продажи в США. Индекс неофициальный. Выпускался в 1985-86 гг. с 4,7-литровым двигателем V8 с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распредвалами на каждый ряд цилиндров (292 л.с.).
Porsche 928S4
Выпускался в 1986-91 гг. с мотором размерностью 100x78,9 мм (4957 см3, 320 л.с.). Максимальная скорость - 257 км/ч.
Porsche 928GT
Это версия "928S4" с двигателем мощностью 330 л.с. и только механической коробкой передач.
Porsche 928GTS
Появился в 1992 г. с мотором размерностью 100x85,9 мм (5397 см3, 340 л.с.).
Porsche 928S
Появился в 1985 г. как замена модели "928" с мотором размерностью 97x78,9 мм (4664 см3, 300 л.с.). Максимальная скорость - 245 км/ч.
Porsche 924 Turbo ("Порше 924 Турбо") И 924 Carrera GT/GTS ("924 Каррера GT/GTS") 1978-1982
Всего лишь через два года после начала продаж модели "924" фирма Porsche представила ее улучшенный вариант "924 Turbo" с двигателем мощностью 170 л.с., развивающий максимальную скорость 228 км/ч. При всем критическом отношении к базовому автомобилю "924", следует признать, что его версия Turbo оказалась более спортивной и скоростной, хотя из-за возросшей цены спрос на нее был ниже ожидаемого.
Модель "924 Turbo" можно было отличить по колесам; "Carrera GTS" (справа) легко опознать по расширенным аркам колес |
Кроме модернизации двигателя Porsche улучшила и другие агрегаты и узлы. Значительное - со 125 до 170 л.с. - увеличение мощности сопровождалось заменой прежней 4-ступенчатой коробки Audi на новый 5-ступенчатый собственный агрегат и усилением сцепления вместе с трансмиссионными валами. Установка колес большего диаметра дополнилась заменой задних барабанных тормозов на дисковые.
На кузове появились новый задний спойлер, дополнительные отверстия для прохода воздуха в передней части кузова и больших размеров воздухозаборник на капоте. Многим критикам казалось, что "924 Turbo" недалеко ушла от модели "924", но уже вскоре стало ясно, что новинка намного лучше базовой машины. И ее цена оказалась намного выше, поэтому объем продаж не превышал трех тысяч штук в год.
В 1982 г. "924 Turbo" получил двигатель мощностью 177 л.с., поэтому и развивал максимальную скорость более 225 км/ч |
Вариант "Carrera GT" 1980 г. был не чем иным, как специальной спортивной моделью для соревнований группы 4, построенной в количестве 406 экземпляров. На этой машине впервые для кузова "924" появились расширенные надколесные арки, позже перекочевавшие на следующую модель Porsche 944.
К 1981 г. машину еще раз модернизировали, форсировав двигатель до 177 л.с. С распространением информации о скором появлении модели "944" стало ясно, что это всего лишь переходный автомобиль. За пять лет фирма изготовила 12365 экземпляров модели "924 Turbo".
Форма арок колес "924 Carrera GTS" была заимствована более поздней моделью "944" |
Характеристика (924 Turbo, 1978 г.) |
|
Двигатель: |
Р4, верхний распредвал |
Диаметр цилиндра и ход поршня: |
86,5x84,4 мм |
Рабочий объем: |
1984 см3 |
Максимальная мощность: |
170 л.с. |
Коробка передач: |
5-ступенчатая механическая |
Шасси: |
на несущем кузове |
Подвеска: |
независимая, спереди со стойками МакФерсона, сзади торсионная |
Тормоза: |
дисковые |
Кузов: |
хэтчбек-купе 2+2 |
Максимальная скорость: |
229 км/ч |